На главную Об авторе Библиотека Критика Скачать Написать
Шрифт: КРУПНЕЕ - мельче
Библиотека: "Сказки и легенды народов России"

 

МАРИЙЦЫ

Марийцы – народ в России, коренное население республики Марий Эл, а также соседних областей. Численность – около 550 тысяч человек. Самоназвание «мари» означает «человек, мужчина». В старину марийцев называли черемисами.

Первое письменное упоминание о черемисах встречается у готского историка Иордана (VI век). Упоминаются они в «Повести временных лет», а позднее – в государственных актах Золотой Орды, под властью которой оказались в XIII веке. Ордынских правителей сменили казанские ханы, что правили так же лукаво и жестоко. Об этом говорится и в марийских легендах, в частности, в повествовании о старике Вегенее, который однажды пожаловался казанскому хану на притеснения пошкыртов (башкиров), а тот, получив от него затребованную дань, посоветовал старику самому обороняться от воинственного соседа. 

Со взятия Казани (1552) началась усиленная колонизация марийцев, сопровождавшаяся их христианизацией. В результате вспыхнуло восстание, более известное как «черемисская война». Подавив его, царская власть начала повсюду возводить остроги, которые со временем превратились в города – Царевококшайск (Йошкар-Ола), Козьмодемьянск, Яранск. Впоследствии марийцы поддержали крестьянский мятеж во главе с Емельяном Пугачевым, который обещал сохранить народные обычаи. Марийцы и поныне остаются приверженцами «марийской веры», сочетающей в себе православие и традиционные верования.

Память о героическом прошлом народа отразилась в творчестве выдающегося марийского композитора Андрея Эшпая (род. 1925), написавшего музыку к художественному фильму «Емельян Пугачев». Кроме того, он стал автором симфонических танцев на марийские вариации, зажигательных венгерских напевов, а также замечательных композиций на патриотические темы. Юношей Андрей Эшпай ушел добровольцем на фронт, командовал взводом разведки, брал Варшаву и Берлин. Своим погибшим товарищам композитор посвятил песню «Сережка с Малой Бронной», которая стала народной.

 

СТАРИК ВЕГЕНЕЙ

 

Марийская легенда

 

Старик Вегеней охотился в приволжских лесах. Стоял здесь березняк, от которого исходил белый свет. В березняке и поставил охотник свой шалаш, покрыв корой липы и вяза. Ходил кругом, ловил и куниц, и ондатру, и лисиц.

Однажды услышал он, как недалеко в деревне кто-то лает по-собачьи. Это была собака-коршун, чуткая ко всяким запахам, в охоте незаменимая. Сама маленькая, ножки короткие, в общем, небольшой породы. Собаку-коршуна он принес домой, и с той поры всегда брал с собой.

Как-то во время охоты она подошла к клену и залаяла на него. Старик Вегеней удивился, но все-таки решил разок ударить топором по клену. Как рубанул, потекла из него кровь. «Э-хе-хе, ты самой судьбой определен мне; оказывается, ты даже с душой», – решил старик. После этого он уже не отходил от этого дерева. Вырубил вокруг него липовую поросль, надрал лыко, три дня вил веревку. «Нельзя покидать его, – думал, – раз на него по случайности наткнулся. Если покинешь такое дерево, то оно переселится».

Рядом с деревом выкопал себе яму, другую яму выкопал своей крылатой собаке. Поднялся старик Вегеней на клен, привязал конец веревки к его верхушке. Потом, спустившись, привязал к другому концу веревки деревья для противовеса. Кончил привязывать, начал рубить клен. Когда он рубил, кровь из него брызнула фонтаном. Клен наклонялся вес ниже и ниже, подминая под себя привязанные деревья. Наконец, рухнул.

Рухнувший клен стал озираться, искать своего рубщика – погубителя. Много деревьев подмял под себя, ища виновника. Наконец, нашел Вегенея в яме, но не сумел его придавить, распластавшись поперек нее. Высунув язык, клен сказал:

– Ну, старик Вегеней, видать, я судьбой предназначен тебе. Ты ведь человек-охотник. Сделай из меня лыжи. Куда бы ты ни отправился на этих лыжах, тебе будет всегда дорога. Таким лыжам деревья уступают дорогу. А вожжи для них сделай из шелковой веревки.

Вышел старик Вегеней из своей ямы, смастерил лыжи прямо там, где вырос тот клен с душой.

Бегал он по лесам на этих чудных лыжах, охотился. Из-за охотничьих угодий и возникли тяжбы с соседями – пошкыртами, жившими на реке Пуй, что впадает в великую Каму. Пошкырты стали притеснять старика, и он растерялся, ум за разум ушел. Не знал, что делать? И решил отправиться в Казань к самому хану.

Придя в Казань, доложил хану:

– Такие дела: пошкырты начали притеснять, захватывать наши земли.

– Пусть только попробуют притеснять! Я тебе дам грамоту. Только и ты, со своей стороны, выполни все мои указания.

– Ты хочешь за это подарок, – догадался старик. – Какой подарок тебе угоден?

– Привези мне двенадцать батманов меду, сорок одну куничью шкурку, чтобы оторочить куничью шубу, да десять шкурок выдры.

– Ладно, – согласился Вегеней.

Затем хан, одарив старика грамотой, напутствовал его словами:

– К сроку привезешь. Уж ты не заставляй ждать долго.

Старик Вегеней возвратился домой. Из Казани привез он шелк для вожжей, поводков для лыж. «Да, – про себя он подумал, – с ханом бороться не следует. Надо исполнить его желание». Выкачал он двенадцать батманов меду, приготовил сорок одну шкурку куницы да десять шкурок выдры. Вечером попросил жену затеять блины:

– Я завтра отправлюсь в гости. Ты затей для меня блины.

Утром жена испекла блины. Он не стал завтракать. Свил из шелка поводки для своих лыж, сделал палки к ним. Поставил на свои лыжи двенадцать батманов меду, шкурки куницы и выдры положил на свою спину, а свежие блины засунул за пазуху.

– Ну, везите на Казань!

И помчался на чудных лыжах. Как говорится, и деревья перед ним расступались, и реки давали дорогу. Даже свежие блины не успели остыть, как он добрался до хана. Вручил ему свои подарки: и мед, и шкурки куньи, и шкурки выдры. А потом блинами угостил.

– Теперь как быть? Пошкырты нас притесняют. Ведь их очень много. Я один не защищу, – сказал Вегеней.

– Ну, что ты, ведь ты могучий мужик, – успокоил его хан. – Не сдавайся уж. Как-нибудь надо выстоять, старайся уж отогнать их от своих земель.

Как-то собралось много пошкыртов. Они вооружились кольями, сделанными из вяза, чтобы прикончить старика.

В одиночку вышел к ним:

– Вы уж не волнуйтесь, становитесь в ряд или станьте вокруг меня.

Пошкырты подняли свои колья, приготовились его бить. Он схватил первого за пояс, поднял и, размахнувшись им, повалил всех до единого. Встали пошкырты и говорят:

– Старик Вегеней, не радуйся, мы не отстанем от тебя, пока не убьем!

И вот однажды они все-таки подкараулили старика. Попросили отдать лыжи. Он отдал их сразу. Надели они его лыжи, попробовали двинуться – не получилось, попадали все до одного.

– Теперь срок твой пришел. Убьем мы тебя! – сказали.

– Как хотите, убейте, – отвечает Вегеней. – Но одно чудо до этого хотел бы вам показать. Посмотрите, потом можете меня убить.

Рядом стояла толстая и высокая сосна. Поднялся он на соседнее дерево, срубил верхушку сосны, а сам встал на нее вверх ногами и начал плясать.

– Видите? – спросил.

– Видим, видим, – сказали. – А теперь спускайся.

Когда он спустился с дерева, ему снова сказали:

– Твой срок наступил, мы тебя убьем.

– Вы встаньте в одну сторону, я хочу показать вам еще одно чудо.

Пошкырты столпились с одной стороны. В мгновение ока он встал на свои лыжи и понесся – кругом аж засвистело и запуржило.

Пошкырты было погнались за ним. Но старик Вегеней быстро дошел до реки, вырыл колодец, набрал воды, сварил кашу, поел и ушел. Пошкырты когда пришли на это место, вода в колодце уже покрылась льдом в палец толщиной. Бесполезно было гоняться за самым быстрым охотником.

 

Старик Вегеней. Марийская легенда. Рассказал В.И. Ибаев в 1959 году. Записал Н.И. Исанбаев. Литературная обработка Е.В. Лукина.

Previous
Content
Next
 
Сайт лепил www.malukhin.ru