На главную Об авторе Библиотека Критика Скачать Написать
Шрифт: КРУПНЕЕ - мельче
Библиотека: "Lustgarten, сиречь вертоград царский. Вариации."

 

Указатель имен

Аль Даниил Натанович (1919) – петербургский писатель, доктор исторических наук, ветеран Великой Отечественной войны. В период «Ленинградского дела» был репрессирован, впоследствии реабилитирован. Его повесть «Приказа умирать не было» содержит давний автобиографический эпизод, когда писатель, заполняя анкету, свою национальность определил как петербургскую: «Я твердо верил, что есть такая национальность, потому что есть чувство принадлежности к ней – возвышенное, гордое».

Амур – в римской мифологии божество любви. Его возлюбленной была Психея (душа). Однажды ночью, нарушив запрет, она попыталась разглядеть лик прекрасного Амура, который представлялся ей чудовищем. Платон трактует эту ситуацию как стремление и любовь к познанию идеи прекрасного: «кто, наставляемый на пути любви, будет в правильном порядке созерцать прекрасное, тот, достигнув конца этого пути, вдруг увидит нечто удивительно прекрасное по природе». Скульптурная композиция «Амур и Психея» установлена в Летнем саду. (Мастерская Л.Бернини. Италия. Конец XVII века).

Аполлон – в греческой мифологии бог света и гармонии, покровитель муз. Культ Аполлона, непосредственно связанный с идеей змееборчества, а также с лебединой символикой, в петербургской мифологии играет главную роль, поскольку рационально устроенный город изначально противостоит стихийному дионисийскому началу. Статуя Аполлона Бельведерского установлена в Летнем саду (Италия. Копия XIX века с оригинала Леохара).

Аристотель (384–322) – древнегреческий мыслитель, создатель аналитической и диалектической логики, которая основывается на вероятностном знании. Это знание участвует при создании как мифа, так и анекдота. Скульптурный бюст Аристотеля установлен в Летнем саду. (О. Маринали. Италия. Начало XVIII века).

Африка – прозвание деятеля петербургского андеграунда Сергея Анатольевича Бугаева (1966). В 2003 году на некой даче, где Бугаев складировал свои произведения, исчезла его инсталляция «Сфера амнезии», которую рабочие приняли за обычный железный хлам. Как представляется, это событие послужит материалом для дальнейшего мифотворчества.

Бригитта

Бродский Иосиф Александрович (1940–1996) – лауреат Нобелевской премии по литературе, автор стихотворного сборника «Часть речи». Исключительная судьба поэта (феномен «гадкого утенка») становится идеальным образцом, резонансным ожиданиям петербургского андеграунда. Бродский жил в Петербурге на Пантелеймоновской улице в доме Мурузи, где теперь установлена памятная доска.

Брюллов Карл Павлович (1799–1852) – русский живописец. Наибольшую известность приобрела его монументальная картина «Последний день Помпеи», своим трагическим звучанием перекликающаяся с ведущим мотивом петербургского мифа. Брюллов был также мастером интимного портрета, замечательного психологической выразительностью образа (И.А. Крылов, В.А. Жуковский).

Венера – в римской мифологии богиня любви. Ее античная статуя, принадлежащая к изваяниям праксителевского типа, была найдена в окрестностях Рима в 1718 году. Петр Великий предложил папе римскому Клименту XI обменять ее на мощи святой Бригитты, вывезенные из покоренного Ревеля. Обмен состоялся, и статуя была установлена в Летнем саду. Царь настолько дорожил ею, что приказал поставить для охраны часового, поскольку в народе она получила прозвище «белой дьяволицы». В настоящее время статуя находится в Государственном Эрмитаже.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – великий немецкий мыслитель, создатель философской системы абсолютного идеализма. Гегелевская концепция исторического движения абсолютной идеи оказала влияние на создание петербургской мифологии.

Георгий Победоносец – святой великомученик, один из самых почитаемых на Руси. Казнен в 304 году по повелению римского императора Диоклетиана (243–313) за исповедание христианской веры. Легенда о Георгии Победоносце содержит змееборческие мотивы, характерные для культа Аполлона. Эта легенда запечатлелась на российском гербе, где Георгий Победоносец изображен всадником на белом коне с копьем, пронзающим дракона, а также в скульптурной композиции Медного Всадника. 

Герострат – малоазийский грек, который ради славы в 356 году до Р.Х. сжег храм Артемиды Эфесской. Имя Герострата стало нарицательным.

Гоголь Николай Васильевич (1809–1852) – великий русский писатель. Его петербургские повести – «Невский проспект», «Шинель». «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего» –  принадлежат к сакральным текстам петербургской мифологии, для которой вообще характерны мистицизм и фатализм.

Гораций (65–8) – великий римский поэт. Неоднократное обращение к оде Горация «Создан памятник мной», на мотивы которой написаны стихи Гавриилом Державиным («Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный») и Александром Пушкиным («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»), свидетельствует о напряженном поиске некой генетической общности в период формирования основного петербургского мифа.

Горевой Владимир Эмильевич (1944) – петербургский скульптор, академик Российской академии художеств. Автор памятников Феликсу Дзержинскому на Шпалерной улице, императора Павла Первого во дворе Михайловского замка, святого благоверного князя Александра Невского в Усть-Ижоре, бюстов итальянских зодчих (Кваренги, Растрелли, Ринальди, Росси) на Манежной площади.

Гордон Патрик или Патрикий Иванович (1635–1699) – русский генерал шотландского происхождения. Солдатом удачи участвовал в Северной войне (1655–1660). Вел «Дневник», где рассказал об участниках этой войны (Яне Собеском, Фридрихе Вильгельме Гогенцоллерне, Христине Шведской). После окончания войны предложил свою шпагу царю Алексею Михайловичу. Как наставник оказал огромное влияние на юного Петра Великого. Очевидно, военные рассказы Гордона произвели неизгладимое впечатление на юного Петра и побудили впоследствии установить бюсты героям Северной войны в Летнем саду – рядом с античными скульптурами.

Гусев Владимир Александрович (1945) – директор Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения, действительный член Российской академии художеств. Благодаря его усилиям, под эгидой Русского музея в настоящее время находятся (реставрируются и реконструируются): Михайловский дворец, Мраморный дворец, Строгановский дворец, Михайловский замок, Летний сад. 

Декарт Рене (1596–1650) – французский философ, основатель новой умозрительной философии, сущность которой выразил формулой cogito ergo sum – мыслю, следовательно, существую. По приглашению шведской королевы Христины прибыл в Стокгольм, где занимался с нею изучением философии, а также созданием национальной Академии наук. Скончался от сильной простуды, вызванной суровым северным климатом. По другой анекдотической версии, умер от переутомления и хронического недосыпа (королева начинала занятия в 4 часа утра).

Демокрит (460–370) – древнегреческий философ, создатель атомистической теории. Скульптурный бюст Демокрита установлен в Летнем саду (О. Маринали. Италия. Начало XVIII века).

Диоген Синопский (404–323) – древнегреческий философ. Принадлежал к школе киников, трактовал этические проблемы в ригористическом духе. Был маргинальным оригиналом мизантропического толка. Отвергал традиционные для Эллады религиозные и моральные ценности. Объявил себя «гражданином мира». Бродил по улицам Афин с фонарем, провозглашая: «Ищу человека!». Как сообщает Диоген Лаэртский, «ко всем он относился с язвительным презрением. Он говорил, что у Евклида не ученики, а желчевики, что Платон отличается не красноречием, а пусторечием». Скульптурный бюст Диогена установлен в Летнем саду (О. Маринали. Италия. Начало XVIII века).

Дюма Александр (1802–1870) – французский писатель, автор популярного исторического романа «Три мушкетера». В своих «Впечатлениях о путешествии в Россию», изданных в Париже в 1858 году, Александр Дюма писал: «В 20 шагах от дома Петра I находится надгробный памятник баснописцу Крылову. Пьедестал статуи украшен горельефами на сюжеты басен. Сам он сидит на чем-то вроде скалы посреди этого стада четвероногих, пернатых и пресмыкающихся. Статуя, однако, не хороша, и другим ее недостатком является ее поза. Поставленная перед единственными ватерклозетами, которые, как кажется, имеются в Петербурге, она имеет вид вывески этого полезного учреждения».

Евтушенко Евгений Александрович (1933) – советский поэт, автор книг «Разведчики грядущего», «Шоссе Энтузиастов», «Катер связи», поэм «Братская ГЭС», «Казанский университет». В настоящее время – профессор университета Талси, штат Оклахома, США. В «Литературной газете» (№ 28 за 2003 г.) опубликовано его эссе, где, в частности, утверждается: «На земле есть два человечества: человечество людей и человечество памятников».

Жуковский Василий Андреевич (1783–1852) – русский поэт, переводчик «Одиссеи» и «Слова о полку Игореве». Был воспитателем императора Александра II и наставником Александра Пушкина. «Ты создан попасть в боги», – пророчествовал он в одном из писем к поэту. Жуковский принял участие в судьбе украинского художника Тараса Шевченко.

Камилла – сестра великого римского поэта Квинта Горация Флакка. Ее жених Куриаций был убит Горацием во время гражданской войны. По возвращении домой поэт был осыпан градом проклятий и в бешенстве пронзил Камиллу мечом.  Скульптурный бюст Камиллы установлен в Летнем саду. (П. Баратта. Италия. Начало XVIII века).

Конау – Эрик Берндт фон Конау (1642–1713) – немецкий дворянин, владевший усадьбой Usaditza (Усадица) в истоке реки Фонтанки. Усадица была пожалована шведской королевой Христиной. После службы на военном флоте Конау вернулся домой и разбил в Усадице красивый голландский садик – предшественник Летнего сада. В 1703 году Конау бежал от русских войск в Стокгольм.

Крылов Иван Андреевич (1769–1844) – русский баснописец. Многие стихи его стали народными пословицами. В 1855 году в Летнем саду был воздвигнут памятник Крылову (автор – барон П.К.Клодт), который произвел неоднозначное впечатление на современников

Мальцев Евгений Демьянович (1929-2004) – петербургский живописец, председатель Координационного совета творческих союзов Санкт-Петербурга. Ряд его картин находится в Третьяковской галерее и Русском музее. Несколько десятилетий художник работал над монументальным полотном, которое до конца жизни закрывал от любопытных глаз синедымчатой занавесью.

Марсий – в греческой мифологии фригийский сатир из свиты бога Диониса, который достиг необычайного мастерства в игре на флейте и вызвал на состязание самого бога Аполлона. По преданию, победитель содрал с него кожу живьем. В мифе о состязании Аполлона и Марсия отразилась борьба двух противостоящих начал – светлого и темного, аполлонического и дионисийского, рационального и иррационального.

Меншиков Александр Данилович (1673–1729) – ближайший соратник императора Петра Великого, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга, фельдмаршал, генералиссимус. Не обученный грамоте (не умел даже расписываться), Меншиков отличался природным умом, смекалкой, отвагой и одновременно алчностью, плутовством, расточительством, благодаря чему стал одним из самых ярких героев петербургского мифа – этаким высокопоставленным петербургским Фальстафом.

Мидас – в греческой мифологии царь Фригии. Был судьей на музыкальном состязании между богом Аполлоном и флейтистом Марсием, где признал бога побежденным. За это Аполлон наделил царя ослиными ушами, которые тот прятал под фригийской шапочкой. Цирюльник, томимый царской тайной, сообщил ее тростнику, а тот разболтал всему свету. Мыслящий тростник – образ, используемый Федором Тютчевым в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах» и восходящий к известному изречению Блеза Паскаля: «Человек – всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но это тростинка мыслящая».  Скульптурный бюст царя Мидаса установлен в Летнем саду. (О. Маринали. Италия. Начало XVIII века).

Нерон (37–68) – римский император. Отличался исключительной жестокостью. С его ведома были убиты мать, брат, жена. По приказу Нерона был подожжен Рим, который горел шесть дней. Как пишет римский историк Светоний, «на этот пожар он смотрел с Меценатовой башни, наслаждаясь, по его словам, великолепным пламенем, и в театральном одеянии пел «Крушение Трои». Скульптурный бюст Нерона установлен в Летнем саду. (Ф. Кабианка. Италия. Начало XVIII века).

Нострадамус Мишель (1503–1566) – французский медик и астролог, автор известной поэмы «Центурии», где содержатся пророчества о судьбах мира. В частности, Нострадамус предсказал появление Петра Великого: «Проснется Восток в восемнадцатом веке. Там даже снега оживут под луной. Весь Север великого ждет человека: он правит наукой, трудом и войной».

Петр Алексеевич Романов (1672–1725) – великий русский император и реформатор. Варварскими методами осуществил вестернизацию России, ради чего даже казнил собственного сына. Решительный противник гражданских свобод: «Говорят чужестранцы, что я повелеваю рабами, как невольниками. Я повелеваю подданными, повинующимися моим указам. Сии указы содержат в себе добро, а не вред государству. Англинская вольность здесь не у места, как к стене горох». Основал новую столицу – Санкт-Петербург. Петр – главная фигура петербургского мифа, сочетающая в себе величие творческого замысла и крайнюю жестокость его осуществления.

Пиотровский Михаил Борисович (1944) – директор Государственного музея Эрмитаж, доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии наук. Сын известного ученого Бориса Борисовича Пиотровского, много лет возглавлявшего Эрмитаж. «Музейная» фамилия Пиотровский, ставшая в России нарицательной, присвоена одной из малых планет.

Платон (427–347) – древнегреческий мыслитель, создатель идеалистической философии, в основе которой лежит концепция мира идей – совершенных образцов конкретных вещей, воплощающихся в бытии. По словам Диогена Лаэртского, «когда Платон рассуждал об идеях и изобретал названия для «стольности» и «чашности», Диоген сказал: «А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу». А тот: «И понятно: чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума».

Пракситель (IV век) – древнегреческий ваятель, автор скульптурных композиций «Афродита Книдская», «Гермес с младенцем Дионисом», отличающихся изяществом и гармонией. Имя Праксителя стало нарицательным.

Пушкин Александр Сергеевич (1799–1837) – великий русский поэт. Его поэма «Медный всадник» стала основополагающим сакральным текстом петербургской мифологии. Сам автор также превратился в героя петербургского мифа, с которым так или иначе связаны знаковые фигуры культурного пространства Петербурга. Многие эпизоды его биографии мифологизированы. Как известно, проживая в 1834 году в доме Оливье (№ 5) на Пантелеймоновской улице, Пушкин ежедневно гулял в Летнем саду. В одном из писем к жене он признавался: «Летний сад – мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в туфлях и халате». 

Сабило Иван Иванович (1940) – председатель правления Санкт-Петербургской организации, секретарь правления Союза писателей России. Бывший боксер. Автор произведений «Показательный бой» и «Приговор».

Сенека Луций Анней (4–65) – римский философ и писатель. Принадлежал к школе стоиков. Автор философско-этических трактатов и трагедий. Был воспитателем римского императора Нерона, по приказу которого покончил жизнь самоубийством. Скульптурный бюст Сенеки установлен в Летнем саду. (О. Маринали. Италия. Начало XVIII века).

Собеский Ян (1624–1696) – польский полководец, избранный в 1674 году королем Речи Посполитой. Неоднократно упоминается в «Дневнике» Патрика Гордона как активный участник Северной войны.  Скульптурные бюсты Яна Собеского и его жены установлены в Летнем саду. (Неизвестный скульптор. Польша. Конец XVII века).

Тиберий Клавдий Нерон (42–37) – римский император. Светоний, рассказывая о чудовищной развращенности Тиберия, сообщает, что «даже в лесах и рощах он повсюду устроил Венерины местечки, где в гротах и между скал молодые люди обоего пола предо всеми изображали фавнов и нимф».

Траян (53–117) – римский император. Вел успешные захватнические войны, отчего получил почетные наименования Германского и Дакийского. Умер в киликийском городе Селинунт, название которого производится от греческого «selinon» – сельдерей или Немейский цветок. В пророческих книгах Сивилл о смерти Траяна сообщается: «Примет мертвого пыль чужеземная; имя дал ей Немейский цветок». Скульптурный бюст Траяна установлен в Летнем саду. (Неизвестный скульптор. Италия. Начало XVIII века). Примечательно, что он соседствует со статуей Сивиллы Европейской. (Д. Зорзони. Италия. Начало XVIII века). 

Фельтен Юрий Матвеевич (1730–1801) – русский архитектор. Построил в Петербурге Старый Эрмитаж, лютеранские церкви св. Екатерины и св. Анны, армянскую церковь, Чесменский дворец, участвовал в сооружении гранитной набережной Невы и знаменитой ограды Летнего сада (1784), которая декорирована греческими вазами и четырехгранными копьями.

Фельтен Яган – придворный кухенмейстер царского двора, уроженец Дельменгорста. Петр Великий очень любил своего кухенмейстера, часто изводил щекоткой и в шутку дразнил «шведом».

Феолог – персонаж, упоминаемый в житии св. Димитрия Ростовского (1651–1709), где, в частности, говорится: «Брить бороду и усы, чего требовал царь, казалось православным то же, что искажать образ Божий. При выходе из собора после литургии остановили св. Димитрия вопросом: «Как поступить им? Они готовы положить на плаху головы, но не брить бороды». «А что отростет: голова или борода?» – спросил святитель». «Борода», – отвечали они. «Ну, так лучше вам не беречь бороды, которая не раз может отрости», – сказал святитель». По указу Петра Великого вход в Летний сад бородачам был воспрещен.

Феофан Прокопович (1681–1736) – русский церковный и государственный деятель, ближайший соратник Петра Великого. Окончил Киево-Могилянскую академию и иезуитскую коллегию имени св. Афанасия в Риме. Увлекался философией Декарта. Отрицал духовный авторитет православного духовенства, придерживался теории «просвещенной монархии».

Фридрих Вильгельм Гогенцоллерн (1620–1688) – курфюрст Бранденбургский, герцог Прусский. Заложил основы политического и военного могущества Пруссии. Неоднократно упоминается в «Дневнике» Патрика Гордона как активный участник Северной войны. Скульптурные бюсты Фридриха Вильгельма и его жены установлены в Летнем саду (Неизвестный скульптор. Германия. Начало XVIII века).

Христина Мария (1626–1689) – шведская королева. Покровительствовала наукам и искусствам. Современники называли ее Десятой Музой или Pallas Nordica. Основала Шведскую академию наук, куда был приглашен французский философ Рене Декарт. Была крайне одаренной женщиной, склонной к необычным поступкам и порой жестокостям. В частности, по ее указанию был умерщвлен обершталмейстер маркиз Мональдески. Скульптурный бюст королевы Христины установлен в Летнем саду (Неизвестный скульптор. Италия. Начало XVIII века).

Цезарь Гай Юлий (100–44) – римский полководец и писатель. Автор «Записок о Галльской войне» и «Записок о Гражданской войне». Провел реформу календаря, которую впоследствии осуществил и Петр Великий. Скульптурный бюст Гая Юлия Цезаря установлен в Летнем саду (Неизвестный скульптор. Италия. Начало XVIII века).

Шарлемань Людвик Иванович (1784–1845) – русский архитектор. Построил в Летнем саду павильон «Чайный домик» (1827), украшенный дорическими колоннами и резными орнаментами на дощатой обшивке. По рисунку Шарлеманя на Александровском заводе была отлита чугунная решетка для южной стороны Летнего сада (1826), декорированная щитами с головой Медузы и ликторскими топориками.

Шаубинахт – прозвище Петра Первого, данное ему голландскими моряками (Myn Her Schout by Nacht). Имеет двоякое толкование – контр-адмирал и ночной дозорный.

Шевченко Тарас Григорьевич (1814 – 1861) – украинский поэт и художник. Автор стихотворного сборника «Кобзарь». В своих воспоминаниях Шевченко писал: «Я в светлые весенние ночи бегал рисовать со статуй». В Летнем саду Шевченко познакомился с художниками, принявшими участие в его судьбе. Брюллов по просьбе Жуковского нарисовал портрет последнего. Портрет разыграли в лотерею за 2500 рублей, которые были уплачены за освобождение крепостного Шевченко.

Эко Умберто (1932) – итальянский философ и писатель, профессор Болонского университета. Автор философских сочинений «Проблема эстетического у св. Фомы», «Путешествия в гиперреальности», «Пределы интерпретации», романов «Имя розы», «Маятник Фуко», «Остров накануне». В эссе «О прессе» писатель, в частности, констатирует, что «масс-медиа из окна в реальность превращаются в зеркало, зрители и читатели созерцают чистый акт самолюбования печати: «Свет мой зеркальце, скажи…»

Юпитер – в римской мифологии царь богов, бог неба, дневного света, грозы, войны и победы. Покровительствовал римским императорам. Блаженный Августин, критически разбирая античную мифологию, отмечает отсутствие функционального соответствия между Юпитером и Янусом: «если начало действия относится к Янусу, из этого не следует, чтобы начало это предшествовало определяющим действие причинам, которые усвояются Юпитеру». Скульптурный бюст Юпитера установлен в Летнем саду. (А. Тарсиа. Италия. Начало XVIII века).

Янус – в римской мифологии бог всякого начала, входов и выходов («ianua» – двери). При обращении к богам имя Януса называлось первым. Ему был посвящен первый месяц нового года – январь. Янус изображался с двумя ликами, смотрящими в противоположные стороны. Русский философ А.Ф. Лосев отмечает, что идея Януса очень глубока и «символизирует собой отвлеченный момент всякого начинания». Скульптурный бюст Януса установлен в Летнем саду. (Неизвестный скульптор. Италия. Начало XVIII века).

 

Previous
Content
Next
 
Сайт лепил www.malukhin.ru