НА ГЛАВНУЮ     БИБЛИОТЕКА КРИТИКА ИНТЕРВЬЮ ПУБЛИКАЦИИ ПЕРЕВОДЫ
Библиотека



В энциклопедии, подготовленной к изданию Институтом русской литературы РАН (Пушкинский Дом), помещена следующая биографическая справка:

«Лукин Евгений Валентинович (04. 02. 1956, п. Тесово-Нетыльский Новгородской обл.) – поэт, прозаик, эссеист, переводчик. Из семьи учителей. По отцовской линии семья репрессирована: прадед Тимофей умер в ссылке в 1927, дед Иван арестован в 1930 (дальнейшая судьба неизвестна), отец – в 1946. По материнской линии прадед Карп после «раскулачивания» в 1929 отказался вступить в колхоз, поселился на хуторе, где прошли детские годы писателя. Дед Николай пропал без вести в 1942 под Сталинградом, где воевал в штраф. батальоне.

В 1973 Л. поступил на ист. ф-т ЛГПИ им. А. И. Герцена. С 1974 занимался в литобъединении «Нарвская застава» под руководством поэта Г. С. Семенова. После окончания ин-та проходил воен. службу, работал учителем и журналистом, в том числе корр. ж. “Костер”, где ранее, в ноябре 1972, состоялась его первая стих. публикация. Однако активно печатать свои худ. произведения начал лишь после 1991.

В 1994 опубликовал перевод “Слова о полку Игореве”, “Слова о погибели Русской земли” и “Задонщина”, над к-рым работал более 15 лет. Акад. Д. С. Лихачев в предисловии к изданию приветствовал новый перевод: “Порадуемся же еще одному переложению на язык современной поэзии – поэзии древнерусской”. Член-корр. Академии наук Л. А. Дмитриев оценил перевод Л. Как “лучший из всех имеющихся на сегодняшний день поэтических переложений”, д. ф. н. О. В. Творогов назвал перевод Л. “одним из наиболее удачных”.

Помимо др.-рус. произведений, Л. переведены и опубликованы: поэма др.-греч. поэта Тимофея Милетского “Персы”, IV эклога др.- рим. поэта Вергилия, “Висы радости” скальда Харальда Хардрады, а также стихи совр. норвеж. поэтов У. Булля, Э. Бойсона, А. Эверланна, А. Русте, нем. поэтов Ф. Кнеллера и Б. фон Мюнхгаузена.

Работа над “Словом” оказала большое влияние на оригинальное творчество Л. Известный литературовед, к. ф. н. В. В. Кожинов, рецензируя первый стих. сб. Л. “Пиры” (1995), отмечал: “Отрадно видеть в поэзии Евгения Лукина стремление преодолеть имеющий место раскол Петербурга и «глубинной» Руси”, в своих произведениях автор “опирается не только на традицию Клюева, но и на воплощение христианской темы в поэзии одного из клюевских учителей – Михаила Кузмина”.

Взгляд на действительность, как на нечто профанное и мифологическое одновременно, приводит Л. к принципу “мифологического реализма”. По словам литературоведа А. Е. Беззубцева-Кондакова, в петербургской поэме “По небу полуночи ангел летел” (2005) он “мифологически переосмысливает события, которые порой у всех на виду, но воспринимаются как нечто обыденное”. Эта поэма, по мнению критики, “имеет богатый культурно-эстетический контекст, изысканную интеллектуальность, акварельные поэтические реминисценции, языковую игру, забавные ассоциации и держит высокий порог духовности”.

Принцип “мифологического реализма” реализуется автором в повести “Памятник’ (2007) и в книге стих. в прозе “Lustgarten, сиречь Вертоград царский” (2005), где хоровод анекдотических историй, связанных с Летним садом, образует неповторимую символику петербургского мифа. Тот же принцип применен в повести “Танки на Москву” (2009), когда череда происходящих событий, образуя некий грандиозный хаос, представляет метафиз. картину первой кавказской войны 1995–1996, участником к-рой автор являлся.

По мнению д. философ. н. А. Л. Казина, в поэтико-философ. текстах Л., представленных в книге стих. в прозе “Sol Оriens” (2003), явственно присутствует Логос: “Общим – нужным не только автору, но и всему миру – делом его произведение и его опыт становятся тогда, когда, по выражению Павла Флоренского, в трещинах человеческого рассудка начинает просвечивать лазурь Вечности”. По существу, худ.-философ. практика автора, как считает А. Л. Казин, “есть не что иное, как момент выражения, вдохновенной интерпретации Абсолюта”.

Лит.-философ. изыскания Л. представлены в исследовании “Философия капитана Лебядкина” (2006) и сб. эссе “Пространство русского духа” (2007). Как подчеркивает к. философ. н., доктор искусствоведения Л. М. Мосолова, “в этих эссе выстроена своеобразная методология историко-культурологического дискурса, позволяющая сделать научные открытия в переосмыслении хрестоматийных стандартов фольклористики”.

В целом, по оценке Л. М. Мосоловой, творчество Л. вобрало в себя “многие феномены искусства – поэтико-эпические традиции средневековой Руси, художественный опыт Пушкина и Гоголя, нравственные уроки Достоевского, светлый строй мышления русской религиозной философии, языково-семантические эксперименты отечественного литературного авангарда, особенности «мифологического реализма» последнего века, художественные поиски постмодернистской словесности”.

Обществ. деятельность Л. заслуживает особого внимания. В 1988 в ж. “Ленинградская панорама” он впервые напечатал материалы следст. дела поэта Н. А. Заболоцкого, в 1991 в ж. “Аврора” – материалы следст. дела поэта Н. М. Олейникова. В газ. “Ленинградская правда” (05.08.1989) Л. опубликовал ст. “Палачи”, где впервые назвал имена ленингр. палачей 1937–1938. Публикация вызвала многочисл. доносы в ЦК КПСС и Ленингр. обком с треб. наказать автора.

В 1992 по инициативе Л. в Библиотеку Академии наук передано ок. 2 тыс. раритетов из библиотеки Дома предварительного заключения, на основе чего создан единств. в мире Фонд тюремной книги («Академическое дело», т. 1. СПб., 1993, с. LX).

По инициативе акад. Ж. И. Алферова, д-ра Библиотеки Академии наук В. П. Леонова и Л. в 1993 начато издание «Академического дела», содержащего материалы следст. дела 1929–1931 акад. С. Ф. Платонова, Е. В. Тарле и мн. др. («Академическое дело», т. 1. СПб., 1993, с. LX–LXI).

В 1993 Л. по приглашению Д. С. Лихачева принял участие в создании док. фильма «Академик Д. С. Лихачев. Дело № 195». Тогда же Л. издал уникальный дневник жителя блокадного Л-да (Н. П. Горшков. Силою света в полсвечи. СПб., 1993).

В 1995 по совместной инициативе библиографа РНБ А. Я. Разумова и Л. начато издание «Ленинградского мартиролога», основу к-рого сост. списки лиц, расстрелянных в Л-де в 1937–1938. К 1 тому мартиролога Л. написал предисловие («Ленинградский мартиролог», т. 1. СПб., 1995, с. 5–56).

В 1996 Л. издал док. книгу «На палачах крови нет», к-рая содержит биографии 12 палачей – организаторов масс. репрессий в Л-де в 1937–1938. После выхода книги «общественность» обратилась к руководству ФСБ и в военную прокуратуру с треб. возбудить дело против автора за разглашение гостайны. Прокуратура установила, что данное деяние автор совершил еще во времена СССР, когда напечатал эти очерки в периодических изданиях. Расследование было прекращено.

В посл. время Л. активно занимается орг. и издательской деятельностью. В 1997 создал лит. общество «Молодой Петербург» и выпустил его альманах (1998). В 2000–2001 издавал ж. “Культура Петербурга”. С 2005 – учредитель, главный редактор и издатель лит.–худ. ж. “Северная Аврора”.

Член Союза писателей России (1996). Лауреат лит. премии им. Н. В. Гоголя (2006) и премии журнала “Нева” (2010). Как участник боевых действий на Кавказе награжден медалью ордена с мечами “За заслуги перед Отечеством” II степени».